Андрей пишет:Почему нельзя начать обсуждение "Проекта Порядка организации и проведения патологоанатомических вскрытий" до его согласования с правовым Департаментом Минздравсоцразвития РФ 28.05.2012 г.?
Правовой основой является Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Там есть весьма спорные позиции по "обязательным вскрытиям". Несмотря на то, что это закон, со временем эти позиции придется пересмотреть, потому как они абстрактны, во многом не выполнимы, не обеспечены ресурсами. Тем более в этом году появился еще один нормативный документ "Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы № 354 от 28.04.12 г.", в котором перечень этих "обязательных позиций" значительно расширен - заточен под "валовую" работу. Так не должно быть. Правила, касающиеся "обязательности" должны быть для всех одинаковые.
Хотелось бы более гибкого подхода главного специалиста к этому щекотливому вопросу.
Обсуждать возможно начать с известного Вам приказа ДЗ Москвы - потому что проект, попавший в Минздрав, в значительной степени был сделан теми же людьми (проф. О.В.Зайратьянц и его команда). Могу пока только сказать, что Минздрав возражает против расширенной трактовки Закона в своих нормативных документах, против включения в Порядок вопросов, не являющихся предметом регулирования настоящего Порядка, и настаивает на буквальном соблюдении норм действующего Закона. Порядок, как Федеральный нормативный документ, не должен описывать процесс в деталях, он должен обозначать принципиально важные с профессиональных позиций вопросы, в рамках которых в отдельных территориях могут быть разработаны собственные нормативные акты по компетенции, с проработкой деталей, отражающих местные условия и возможности, как это и сделано в Москве. Таково федеративное устройство России, и у субъектов федерации имеются кое-какие законотворческие и нормотворческие права, закрепленные Конституцией. И эти права надо уважать.
Ну, например, важно проводить клинико-анатомические конференции, обсуждать расхождения диагнозов, особенно грубые расхождения. Это важно, и это принципиально. А вот сколько должно быть сопредседателей на таких конференциях - вопрос частный, и его федеральным нормативным актом вообще не следует регулировать. Или о патологоанатомической экспертизе: Законом такой вид экспертизы не предусмотрен, следовательно - это избыточная норма, не имеющая правовых оснований. Все просто.
По большому счету - что регулирует Закон? Из серьезных вещей - только основания для отказа от патологоанатомического вскрытия. Это в чистом виде социально значимый аспект, и только. Закон совершенно не касается профессиональных норм и правил - регулирование этих норм и правил этим же Законом возложены на порядки и стандарты. Как произвести осмотр, вскрытие полостей, извлечение органокомплекса и проч., как написать протокол, как оформить свидетельство о смерти, как сформулировать патологоанатомический диагноз - вот вопросы, являющиеся предметом регулирования Порядка. Огромное количество врачей не умеет вскрывать, или делает это плохо, равно как и плохо пишутся протоколы вскрытий - об этом нам рассказывает Олег Вадимович чуть ли не на каждом собрании Московского общества. Хотите увеличить число вскрытий? Значит увеличится число некачественных протоколов, и это факт, не прибавляющий веса и авторитета нашей специальности. Число вскрытий увеличится само собой, как только страховые компании почувствуют от этого реальную пользу. Потому не стоит врубаться в околомедицинские споры, а основной упор сделать на чисто профессиональных вещах.
И еще - если мы хотим, чтобы Порядок появился - не надо критиковать недостатки Закона. Это тупик, и по этому тупиковому пути мы все идем последние 30 лет. Потому, собственно нового приказа как не было,так и нет до сих пор. А надо бы придумать как адекватно вписаться в существующую систему координат - это конструктивный подход и, главное, вполне перспективный в плане появления нового нормативного документа. Кстати, на недавнем Пленуме, состоявшемся в Нижнем Новгороде, решено не запускать проект Порядка на общее обсуждение, чтобы не потопить еще не рожденный документ. Тем более, что предыдущая версия Порядка при проф. О.Д.Мишневе обсуждалась довольно широко. Решено, что пусть появится новый нормативный документ хоть в каком-то виде, он точно будет лучше и 375 и 82 приказов. Пусть будут в нем отдельные недостатки, поработаем, и через год обсудим на съезде, в случае нужды внесем поправки и изменения.