Глубокоуважаемые коллеги!
Если админ любезно предоставляет возможность кратко осветить Хмельницкие чтения 4-5 октября 2013 года проходившие в Ленинграде, то опишу их следующим образом. Регламент никто не выдерживал принципиально (выручило только то, что пару выступающих задинамили и не приехали, поэтому запас времени был). Этот слёт был триумфом Ростова. Мационис вместо положенных пятнадцати минут выступал сорок, довёл зал до состояния истерики. Однако на сороковой минуте я лично испытал катарсис (видео этого поистине действа в отвратном качестве есть вконтактике). Затем Тодоров расстреливал в упор всех недобитых. Доклада о модернизации ПАС не дождались, но уж как получилось. Книжка тезисов была подвергнута полному прочтению (надеюсь я не второй после редактора кто прочёл её целиком). Два самых ломовых сообщения из НМП я привёл ранее. Статьи о влиянии фактора Х на функцию Y в процессе Z можно прочитать самостоятельно, книжка тезисов выложена в группе патологоанатомов вконтактике. Есть работы задорные «Щитовидная железа и эволюция Разума» из Магадана. Статью предваряет эпиграф: ‘’Человека и Бога разделяет громадная пропасть, преодолеть которую может только Бог «… человекам это невозможно. Богу все возможно» (Матф., 19:24)’’. Сложно не согласиться. Есть работы концептуальные «Проблема причинности в патологии (кризис идеи или метода её познания?)» из Ленинграда. Видимо у старика Давыдовского появились продолжатели дела.
Есть ряд работ организационного характера на злобу дня о текущем моменте. Приводить их как копипасту – никто читать не станет, поэтому дополню каждую коротенькими собственными комментариями, почему они привлекли моё внимание.
Статья освещает плачевное положение дел в патологоанатомическом бюро Воронежской области. Авторы утверждают, что в с патанатомией там ну просто полный п.…ц и умозаключают, что вскрытия формальны, протоколы туфта, штат 2,5 инвалида, с прижизненной диагностикой просто беда, однако качество ответов оценить не могут, требуют стандартов. Вопросы возникают сразу. Почему больше всех и по каким причинам за ПАС переживают сотрудники местного судмедбюро? Но это только одна сторона медали. На сайте патолог.ру от 18.04.13 вывешен отчет рабочего совещания патологов ЦФО http://www.patolog.ru/2013.04.18_Tula_meeting_chief_specialis.htm где присутствовал внештатная специалист от Воронежской области. Состояние ПАС Воронежской области оценено как ХОРОШЕЕ! Выделения жирным по тексту наши.
Анализ сети патологоанатомической службы Воронежской области на современном этапе развития
Белянский К.Д. , Борисов А.В. , Налётова Д.М.
Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», г. Воронеж, РФ
В данной статье сопоставлением действующих правовых норм, целей и задач патологоанатомической службы с фактическим положением дел мы попытались выявить основные тенденции и проблемы развития региональной патологоанатомической службы на современном этапе. В ноябре 2011 года принят Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ, который в настоящее время является основополагающим законом, регулирующим деятельность здравоохранения в стране. Данный документ ввел новеллы правового регулирования оказания медицинской помощи, закрепил ее виды, условия и формы оказания. Несмотря на важность правовых норм, закрепленных в законе, реализация заложенных в законодательство требований зависит от того, как организована медицинская помощь на уровне субъекта Российской Федерации. В 2006 году в Воронежской области, позднее чем в других субъектах Российской Федерации, произошел процесс передачи патологоанатомических отделений областных лечебно-профилактических учреждений в состав вновь образованного регионального патологоанатомического бюро. В 2013 г. на основании распоряжения регионального Правительства все муниципальные учреждения здравоохранения приобрели статус государственных. В настоящее время на уровне региона с изменением нормативно-правового статуса учреждений, значительно расширяются их права, и в то же время увеличивается и степень ответственности областной службы за качество управления, организацию медицинской помощи и эффективное использование ресурсов. Данная работа была проведена с целью анализа сети патологоанатомической службы Воронежской области на современном этапе развития и формирования предложений по дорожной карте ее развития. Анализ диагностического обеспечения патологоанатомических подразделений в составе муниципального сектора показал, что на протяжении последних десятилетий они были крайне недостаточно оснащены медицинской аппаратурой и оборудованием для диагностических исследований на уровне достижений медицинской науки и инновационных технологий соответствующего времени. В ходе исследования проведен анализ показателя численности и структуры персонала, укомплектованность специалистами, изучена производительность труда основного персонала по подразделениям. Была изучена структура финансирования и основных фондов, состав и состояние оборудования, включая темпы его обновления, рациональность использования оборудования, его техническая эффективность, уровень нагрузки по использованию медицинских аппаратов и оборудованию. Оценка качества, результативность и эффективность, оказываемой консультативно-диагностической помощи, проводилась на основании экспертной оценки. Установлено, что до последнего времени в результате во многом стихийно происходивших процессов, патологоанатомическая служба была разделенной на отличающиеся значительной степенью автономности сектора – государственный (региональный), муниципальный и ведомственный. Децентрализованная модель управления службой способствовала формированию диспропорций между субъектами патологоанатомической деятельности, что проявилось значительным разрывом между государственным и муниципальным сектором патологоанатомической деятельности по всем компонентам качества медицинской помощи. В настоящее время значительный объем патологоанатомической деятельности реализуется на муниципальном уровне, который в большинстве случаев не имеет возможности обеспечить должного качества работ и услуг с позиций всех трех компонентов качества. Проведенный анализ показал, что полномочия муниципальной патологоанатомической деятельности не соответствуют её роли и ответственности в современном здравоохранении, что не позволяет достигнуть устойчивого функционирования всей системы патологоанатомической службы уровня субъекта РФ. Хроническими проблемами муниципальных отделений являются: низкая укомплектованность кадрами, несоответствие подготовки большинства кадров требованиям законодательства и приказам Министерства здравоохранения РФ, несоответствие зданий и помещений требованиям СНиП для осуществления заявленным видам деятельности, грубые нарушения санитарно-эпидемиологического режима, отсутствие необходимого медицинского оборудования, недостаточное количество расходных материалов, несоответствие организации работы профессиональным требованиям, предъявляемым к выполнению работ и услуг по специальности «патологическая анатомия». Проводя на региональном уровне сравнительный анализ соблюдения сроков прижизненных морфологических исследований, следует отметить, что в муниципальных отделениях данные показатели выглядят весьма удручающе. В части отделений в журналах приема операционно-биопсийного материала отсутствуют даты поступления из прикрепленных учреждений, срок с момента проведения манипуляций до выдачи гистологических заключений по прикрепленным амбулаториям и стационарам достигает 3–4 месяцев, сроки исследования операционно-биопсийного материала по базовому стационару колеблются от 5 до 20 дней, что снижает оперативность установления клинического диагноза и назначения адекватной терапии, а иногда и полностью обесценивает диагностическую информацию. Анализ качественной составляющей аутопсийной работы муниципальных патологоанатомический отделений показал, что требования соответствия профессиональным рекомендациям, предусмотренными как в протокольной части исследований, так и в клинико-анатомическом эпикризе и патологоанатомическом диагнозе, реализуются в различных подразделениях неодинаково эффективно. Безусловно, для описательной части исследований возможен гораздо больший диапазон отклонений, чем для резюмирующей части эпикриза и диагноза. Но, согласно основным принципам стандартизации, и в первом случае отклонения возможны только до определенной грани, за которой вместо творчества начинается уже субъективизм, приводящий к снижению эффективности и качества. Анализируя аутопсийный раздел патологоанатомической деятельности уровня субъекта Российской Федерации, следует отметить, что значительный вклад (72,6% аутопсий в 2010 году) в региональную статистическую отчетность вносят муниципальные отделения в составе лечебно-профилактических учреждений. Изучение протоколов патологоанатомических исследований, позволяет сделать вывод о том, что в аутопсийной работе муниципальным отделениям удалось достичь лишь выполнения объемных показателей. Повсеместное пренебрежение использованием необходимой в условиях доказательной медицины фоторегистрации обнаруженных патологических процессов также негативно влияет на качество деятельности в патологоанатомических подразделениях муниципальных учреждений здравоохранения. Отмечено, что кадровая ситуация в региональной патологоанатомической службе характеризуется увеличением доли лиц старших возрастных групп, а наблюдаемый в последние годы приток молодых специалистов носит неустойчивый характер и касается лишь областного патологоанатомического бюро. Вышеуказанные обстоятельства объясняют существенную разницу на региональном уровне процента расхождений заключительных клиниче-ских и патологоанатомических диагнозов (от 4,01% расхождений диагнозов в муниципальных учреждениях здравоохранения до 11% расхождений диагнозов в государственных учреждениях здравоохранения), отсутствие на протяжении последних 6 лет регистрации ятрогений в муниципальных учреждениях здравоохранения городского округа г. Воронеж. В большинстве муниципальных отделений сохраняется формальный подход к аутопсийной деятельности. Примером этого является отсутствие в большинстве отделений архива протоколов аутопсий. Создается впечатление и о формальном проведении клинико-анатомического анализа летальных исходов, регистрации ятрогении, расхождения диагнозов. Об этом свидетельствуют нередкие факты отсутствия в медицинских картах стационарного больного протоколов аутопсий при документировании проведенной клинико-анатомической конференции или комиссии по изучению летальных исходов. Вышесказанное ставит под серьезное сомнение декларируемый 100% разбор внутрибольничной летальности в данных стационарах. Таким образом, результаты комплексного анализа ресурсного обеспечения патологоанатомической службы Воронежской области свидетельствуют о том, что сложившаяся сеть и структура муниципальных отделений, в основном ориентированная на аутопсийную деятельность, практически не приспособлена к реализации задач, сформулированных в федеральных и областных программах.
Другая статья развивает мысль первой работы, что кто если не мы (судебники) спасём сгнившую патанатомию. Но авторы сталкиваются с рядом проблем: патологи не описывают, а сразу лепят диагнозы, сами мы в этом не рубим, но экспертами очень-очень хочется быть; стандартов нет, порядок вскрытий они не приняли, а находить истину путём постановки вопросов и нахождения на них ответов авторы не привыкли. И как бы научить вас писать так, чтоб мы свои экспертизки творили по шаблончику не включая мозг. Также авторы отмечают отставание патанатомии от судебки – решение проблемы видят в утверждении порядка проведения вскрытий и появления компетентного!!!!!! контроля. Заметно переживание за растрату казённого имущества. встречено противоречие с предыдущей статьёй: пишут что служба многим располагает.
Опыт проведения комиссионных экспертиз в аспекте контроля качества медицинской помощи
Белянский К.Д. , Борисов А.В. , Налётова Д.М.
Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», г. Воронеж, РФ
Развитие страховой медицины привело к стабильной динамике ежегодного увеличения активности населения в борьбе за свои права, что сопровождается многочисленными жалобами в органы управления здравоохранением, страховые компании, следственные органы и суды с предъявлением исков о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда. Возможность получения денежной компенсации морального и физического ущерба в последнее время является для потребителя медицинских услуг крайне привлекательной. Как следствие этого, в последние годы в Воронежской области отмечается резкий рост числа судебно-медицинских экспертиз, проводимых по медицинским документам. На современном этапе патологоанатомические отделения аккумулируют значительные объемы информации, которая является объектом судебно-медицинских экспертиз по качеству оказания медицинской помощи. В то же время вопросы использования результатов патологоанатомических исследований в практике судебно-медицинских комиссий по качеству оказания медицинской помощи исторически не являлись приоритетными. Анализ ресурсного обеспечения региональных патологоанатомических подразделений показал, что на сегодняшний день служба располагает обширным арсеналом методов исследования и предлагает достаточно большой объем объективной и значимой информации для решения самых различных вопросов. Вместе с тем, в патологоанатомической деятельности имеют место проблемы и негативные тенденции. В частности, отсутствует утвержденный порядок проведения патологоанатомических исследований, стандарты качества патологоанатомической деятельности. В управлении и оценке работы подразделений преобладает ориентация на показатели, отражающие условия и объем выполненных работ, а не на качество и диагностическую ценность проводимых исследований. По нашему мнению, проблема обеспечения качества патологоанатомической деятельности относится к числу актуальных и требует постоянного пристального внимания руководителей органов управления региональным здравоохранением. Это обусловлено, прежде всего, востребованностью результатов патологоанатомической диагностики. Так, анализ патологоанатомической деятельности в Воронежской области показал, ежегодное количество проводимых исследований достигает 100 000 исследований. Отмечается ежегодный рост по всем видам исследований: аутопсии, исследования операционно-биопсийного материала, высокотехнологичные «наукоёмкие» исследования. Реализация целого ряда федеральных и областных целевых программ прогнозирует существенное возрастание потребности в адекватном морфологическом сопровождении данных мероприятий, что в свою очередь приводит к увеличению требований к качественному осуществлению данной медицинской услуги. Текущее состояние системы здравоохранения, наличие множества субъектов контроля качества медицинской помощи, приводит к неизбежному выводу о необходимости согласованности подходов к получению объективной информации о качестве и ее достаточного объема. Результаты патологоанатомических исследований все чаще интересуют судебно-следственные органы, поскольку необходимы для всесторонней юридической оценки события. Проведенный анализ показал неуклонный рост количества предоставляемых на комиссионные судебно-медицинские экспертизы протоколов патологоанатомических исследований умерших. Доля востребованных исследований операционного материала также постоянно повышается. К настоящему времени на региональном уровне накоплен значительный опыт использования результатов патологоанатомического исследования как объектов судебно-медицинской экспертизы. Сравнительный анализ полноты патологоанатомических исследований как внутри крупного региона (Воронежской области), так и других регионов Центрального федерального округа по результатам работы судебно-медицинских экспертных комиссий, показал очень существенные различия содержательной части исследований, проводимых различными учреждениями. Отмеченные проблемы ограничивают эффективность использования результатов патологоанатомических исследований в повышении качества медицинской помощи населению. Сущность юридического значения патологоанатомических исследований наиболее четко раскрывается при привлечении медицинского работника к юридической ответственности за ненадлежащее оказание медицинской услуги. В этих случаях результаты патологоанатомических исследований служат источником доказательств по данному делу. Медицинская документация выступает в качестве своеобразного протокола, в котором фиксируются все этапы оказания медицинской помощи, все мероприятия по выполнению обязанностей учреждения в отношении пациента и его законных прав.Приоритетное внимание к качеству медицинской помощи невозможно без решения назревших проблем в доказательности контрольных мероприятий, в основе которых в настоящее время лежит устаревшая система подходов к содержательной части и оформлению патологоанатомических исследований что порождает жалобы и недовольство как пациентов, так и правоохранительных органов.Проведенное исследование практики клинико-анатомических сопоставлений установило, что недостаточная полнота патологоанатомических исследований становится серьезным тормозом в объективной оценке качества медицинской помощи. При анализе патологоанатомической документации из различных регионов Центрального федерального округа установлено, что нередко проведение исследований организовано по устаревшей методологии, когда еще не было такого большого потока жалоб и многообразия поставленных вопросов.В ходе проведения комиссионных судебно-медицинских экспертиз по качеству оказания медицинской помощи выявлено, что в большинстве патологоанатомических исследований макро- и микроскопические описания операционно-биопсийного материала в большинстве случаев полностью отсутствуют, имеющиеся описания в рукописном варианте сокращенные, крайне краткие, порой неразборчивые, с трудом воспроизводимые даже врачом, проводившим исследование; забор кусочков для гистологического исследования из патологически измененных органов при злокачественных процессах зачастую проводится без «маркировки» органа по отделам, что существенно затрудняет стадирование онкологического процесса, гистологические заключения не всегда соответствуют современным терминам и классификациям.Практика проведения судебно-медицинских экспертиз показывает, что в части патологоанатомических подразделений исследование полости черепа, подробное описание зоны оперативного вмешательства, достаточный набор кусочков внутренних органов и тканей, их «маркировка» встречается в секционных исследованиях как казуистика. Часто патологоанатомическая документация (в особенности секционные протоколы) в той части, где должны быть подробно описаны патологические изменения, результаты оперативного вмешательства носит не описательный, а диагностический характер. Это делает невозможными подтверждение и обоснование диагнозов при производстве судебно-медицинской экспертизы и может ввести экспертную комиссию в заблуждение, поскольку имеется возможность неверного истолкования сущности процесса. В преобладающей части патологоанатомических исследований содержательная часть не отражает обоснованность лечебно-диагностических мероприятий, оправданность действий в оказании медицинской помощи, а также результативность принятых мер. Эта проблема приводит прежде всего к утрате наиболее ценной информации и, как следствие, порождает негативное отношение к здравоохранению в целом. Между тем, значительная доля потерь объективной диагностической информации, вызванная дефектами патологоанатомических исследований, может быть предотвращена. По нашему мнению, основные резервы в сокращении дефектов патологоанатомической деятельности заключены в обеспечении научно обоснованными рекомендациями, на основании которых можно было бы в последующем адекватно решать поставленные вопросы любым субъектом контроля качества. По нашему мнению, при планировании программ, направленных на повышение качества медицинской помощи необходимо исходить из происходящих в здравоохранении взаимосвязанных процессов, недоучет которых направляет реализацию данных мероприятий в русло формальной деятельности. С одной стороны, наметилось полное отставание патологоанатомических подразделений от судебно-медицинской службы в этом вопросе. С другой стороны, имеющиеся разработки и доступность информации о практическом опыте позволят осуществить решительный прорыв на качественно новый уровень использования патологоанатомических исследований в более сжатые сроки и с меньшими затратами финансовых средств. По нашему мнению, причиной этого является отсутствие единого федерального порядка оформления патологоанатомических исследований, а также отсутствие компетентных субъектов контроля качества патологоанатомической деятельности.В связи с этим одним из самых неотложных мероприятий в настоящий момент является усиление работы в области стандартизации исследований. Морфологическая диагностика – одна из тех областей медицины, в которой каждая процедура должна быть стандартизирована. Это касается и технологических процессов, и контроля качества. Таким образом, предложенные мероприятия позволят проводить объективную совокупную оценку качества медицинской помощи при морфологических исследованиях, что даст возможность осуществлять объективное клинико-анатомическое сопоставление.
Еще одна статья ну как вы думаете, куда же нас дороги привели. Товарищи дёшево проболтались из-за чего весь сыр-бор, и сами себя высекли, за что им огромное спасибо. Выделения жирным по тексту наши.
Опыт реализации единой информационной системы в патологоанатомической и судебно-медицинской службах
Белянский К.Д. , Борисов А.В. , Налётова Д.М.
Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», г. Воронеж, РФ
В последние годы, как в патологоанатомической, так и в судебно-медицинской службах региона, отмечается значительный рост количества проводимых исследований, усложнение их видовой структуры, при повсеместном истощении ресурсов, постоянной потребности здравоохранения в расширенной справочно-аналитической информации, а также повышении требований к информативности и аналитической работе, которая в немалой степени определяет качество деятельности служб в целом. Проведенный в 2006–2011 гг. анализ качества патологоанатомических исследований убедительно показал недостаточную содержательную составляющую большинства патологоанатомических аутопсий находящуюся в противоречии в основными принципами доказательной медицины. Мониторинг качества патологоанатомических аутопсий в учреждениях муниципального уровня выявил, что от 20 до 70% исследований проводились без учета реальных потребностей органов управления здравоохранением. При анализе деятельности судебно-медицинской службы региона было выявлено, что до 2011 года аналитическая составляющая для практического здравоохранения в разрезе оценки качества клинической диагностики отсутствовала в принципе. Нашими исследованиями установлено, что содержательная часть патологоанатомических аутопсий значительно отстает от судебно-медицинских исследований в диагностически схожих и сопоставимых случаях. В то же время отмечается отставание судебно-медицинской аналитической составляющей при проведении клинико-анатомических сопоставлений. Изучение кадрового ресурса субъектов аутопсийной деятельности региона, материально-технической базы и структуры проводимых исследований в регионе позволяет констатировать, что успешное решение задачи по патологоанатомическому исследованию умерших на дому в настоящее время и в ближайшей перспективе возможно лишь ресурсом судебно-медицинской службы. Вместе с тем, методология проведения судебно-медицинских исследований не корреспондируется с требованиями органов управления здравоохранением к аналитической составляющей результатов подобных исследований. Современная тенденция развития здравоохранения направлена на более эффективное использование материальных и кадровых резервов, повышения качества медицинской помощи, что требует проведения системных организационных преобразований. Принимая во внимание необходимость обеспечения исследований на более высоком качественном уровне, было принято решение о собственной разработке единой информационной системы способной удовлетворять потребности как судебно-медицинской, так и патологоанатомической службы. С нашей точки зрения, выходом из сложившейся ситуации является инкорпорирование содержательной части «Протокола патологоанатомического исследования трупа» в оболочку системы судебно-медицинского исследования трупа. Объективными предпосылками для работы в данной системе являются следующие. В медицинском аспекте следует признать равноправность патологоанатомического исследования трупа с судебно-медицинским исследованием. Как патологоанатомическая аутопсия, так и судебно-медицинское исследование производят схожий продукт – объективную информацию, используемую для оценки состояния организма, проводимых лечебных мероприятий. Вряд ли вызывает сомнение тот факт, что полнота проводимых исследований, получаемый объем информации и методология исследований должны быть сопоставимы. Как патологоанатомическая, так и судебно-медицинская служба выполняют общую ответственную задачу по контролю качества лечебно-диагностической работы учреждений здравоохранения посредством аутопсийных исследований и установления причины наступления смерти. Результаты данных исследований, зафиксированные в медицинских свидетельствах о смерти, являются наиболее достоверной информацией о структуре заболеваемости и смертности населения, необходимых для медицинской и государственной статистики. Перманентное изменение условий и потребностей современного здравоохранения обусловливает необходимость постоянного совершенствования методологии и системы организации контроля качества лечебно-диагностической работы по материалам аутопсийной деятельности. Данный вид медицинской деятельности должен быть адекватно обеспечен единой методологией проведения исследований, стандартизированным оформлением их результатов, общей аналитической оболочкой. Исходя из вышеуказанных положений, по нашему мнению, базовая исследовательская часть как патологоанатомических, так и судебно-медицинских исследований должна быть адаптирована к поставленным задачам. Акцент на повышение качества оказания медицинской помощи с соблюдением широко внедряемых в медицине протоколов, стандартов и порядков оказания работ и услуг неизбежно сопровождается значительным увеличением объема и усложнением аутопсийных исследований. На наш взгляд, современная организация деятельности двух служб привязаны к их структуре и функции, сформированным на предыдущем этапе развития. На обеспечение новых условий функционирования с расширенными задачами контроля качества медицинской помощи в бюджете при сохранении существующей бюджетной системы публичных средств нет, и эффективное функционирование двух контрольно-диагностических подразделений практического здравоохранения будет сталкиваться с жесткими ограничениями. При сохранении существующих условий – стабильно высокого объема ответственной работы в сочетании с ростом требований к качеству диагностической и аналитической информации ближайшие тенденции получения на уровне региона достоверных аналитических данных представляются негативными. Вместе с тем, внедрение единой методологии проведения базовой части исследований, единая аналитическая составляющая позволят максимально использовать диагностический и организационно-методический потенциал служб, что наряду с экономической эффективностью окажет существенную помощь практическому здравоохранению. На подготовительном этапе были проведены соответствующие системные мероприятия, направленные на создание алгоритма содержательной части аутопсийного исследования. В основу структуры содержательной части заложены требования «Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 346н от 12.05.2010 г. и требования действующих нормативных актов и методических рекомендаций патологоанатомической службы. В аналитической части программного продукта преобладает модуль клинико-анатомической деятельности патологоанатомической службы и наиболее частые запросы практического здравоохранения. Структура содержательной части исследования позволяет оперативно дополнять и расширять перечень решаемых вопросов с учетом запросов практического здравоохранения. Так, для обеспечения клинической потребности в максимально детализированном объективном исследовании состояния сердечно-сосудистой системы, этот раздел был существенно расширен и в виде диалогового алгоритма описания. Стандартизация и алгоритмизация проводимых исследований привела к более подробной описательной части патологических изменений в соответствии с запросами врачей клинических специальностей, что в свою очередь, стало предпосылкой роста качества исследований. Организация диалогового алгоритма позволила обеспечить полноту проводимых исследований, улучшить потребительские качества заключений, осуществлять эффективный контроль качества исследований. Единый методологический подход к аналитической части аутопсийных исследований позволил на уровне региона накапливать значительный объем аналитической информации по дефектам оказания медицинской помощи, расхождениям диагнозов, не выявленным смертельным осложнениям, ятрогениям, первоначальным и непосредственным причинам смерти и т. д. Поскольку на рынке медицинских информационных систем вследствие значительных организационных особенностей отсутствуют программные продукты для субъектов аутопсийной деятельности, актуальным является разработка собственных новых практических подходов к информационно-ориентированному обеспечению. В то же время необходимо объективно оценивать качество внедряемых информационных систем и эффективность их функционирования как на рабочем месте специалиста, так и в целом на учрежденческом, территориальном и даже на федеральном уровнях. Таким образом, представляется особенно актуальным приведение содержательной части аутопсийной деятельности в соответствие с перспективными задачами. Реализация предложенного положения, по нашему мнению, принесет положительный эффект и позволит здравоохранению не только преодолеть сложившуюся кризисную ситуацию.