в связи с затишьем на форуме (ну кто если не я набросит немного дерьма на вентилятор) предлагаю Вашему вниманию некоторые мысли вслух относительно некоторых, вполне вызревших проблем, не то чтобы в подготовке кадров, сколько по поддержанию их "боеготовности"
Дисскуссия в рамках заявленной темы одобряется и приветствуется (плюрализм мнений никто не отменял)
На 8 Всероссийском съезде онкологов, проходившем в Санкт-Петербурге 11-13 сентября 2013 года в рамках секции «Подготовка кадров в онкологии» ярким событием стало выступление главного патологоанатома РФ Г.А. Франка на тему «Подготовка онкоморфологов». На фоне иных докладчиков, рапортовавших об успехах организации постдипломного образования в онкологии и лучевой диагностике, его сообщение поставило в тупик многих присутствовавших. Выступление сопровождалось демонстрацией слайдов, на которых было крупно написано: «Для чего учить?», «Чему учить?», «Кого учить?», «Сколько учить?». На наш взгляд признание главным патологоанатомом актуальности таких вопросов служит лучшим свидетельством затяжного кризиса. Однако рецептов преодоления сложившейся ситуации в данном выступлении представлено не было. Не было и содержательных ответов на вопросы, заданных в обсуждении: 1. неужели основной формой постдипломного образования в патанатомии является самообразование и 2. каков прогноз развития кадровой ситуации в ближайшие 5-7 лет? По нашему мнению основной причиной кризиса подготовки специалистов по специальности «патологическая анатомия» является изменение соотношения эталонных частот биологического и социального времени. Вследствие чего происходит смена логики социального поведения. В современных условиях, за жизнь 1 поколения происходит многократное обновление фактологической информации и механическое запоминание некой суммы знаний утрачивает актуальность. Более того, многие знания - многие печали для тех, кто не способен увидеть место узкоспециализированного знания в общем ходе вещей. Бездумная загрузка больших объёмов фактологических знаний в собственную память в наши дни становится опасной для психического здоровья индивида. Мы согласны с содержательной стороной слайда «Мир меняется, мы меняемся с ним». Поэтому основой развития должно стать освоение специалистом не набора фактов, а методологии освоения новых знаний. За рубежом постдипломное обучение (среди разнообразия форм) концентрируется на развитии методик передачи больших объёмов узкоспециализированных знаний за 1-2 недели, в основном за счёт демонстрации микропрепаратов по теме. На исторически коротком промежутке времени это допустимо, но в дальнейшем ситуация сведётся к утрате понимания «специалистом по правой почке» специалиста «по левой». Некоторые могут возразить, что раз в 5 лет патолог в РФ на кафедре получает в сжатом виде все значимые сведения. Только в современных условиях ключевая проблема не в информированности патолога в лексической форме относительно каких-то редко встречающихся новообразований, а в способности распознавать и в формировании собственных, внутренних стереотипов распознавания тех или иных микроскопических картин. А этот процесс индивидуальный, субъективный, обусловленный мировоззрением, миропониманием и культурой мышления патолога, вопреки мнению многих его невозможно формализовать в виде некой процедуры, выполняемой в течение n УЕТ. Нам представляется, что наиболее эффективное средство поддержания компетентности патолога есть ежедневное самообразование (с обязательным освоением методологии познания и творчества, которую, например, можно освоить в курсе по достаточно общей теории управления). Но в таком случае, говоря о профессионализме (средство достижения неких целей), необходимо согласовать и утвердить иерархически упорядоченный перечень целей (а зачем вообще нужно специалисту осваивать новые знания изо дня в день? ради чего? некоего «общего дела»?, своекорыстия?, самоутверждения?, самосовершенствования?, желания помочь обществу преодолеть проблемы, которые оно само же и порождает?). Однако в таком случае необходимо пересмотреть и задачи на будущее самой специальности «патологическая анатомия». А это невозможно без ревизии идей И.В. Давыдовского относительно определения основного ключевого понятия «болезнь» (специфический видовой физиологический процесс, одна из форм приспособления вида к изменяющимся условиям его существования в среде обитания), его места в естественном ходе вещей и признания его определения более содержательным и адекватным объективной реальности, т.е. жизни.