Волжин С. А. пишет:А уж основные показатели (индикаторы качества) это отдельная песня. Ведь совершенно очевидно, что наши руководители начнут между собой соревноваться, а мы рядовые исполнители, что должные делать? Как два врача-патологоанатома могут обеспечить одновременно не менее 400 вскрытий на 100000 и не менее 50000 исследований биопсийного и операционного материала на 100000 населения? Тут уж или вскрытия или биопсии.
Индикаторы нужны не как "вещь в себе" а для того, чтобы стимулировать развитие отрасли, чтобы обеспечивать должный уровень качества оказания медицинской помощи населению. В этом весь смысл. Индикаторы не могут быть щадящими, напротив - они должны быть стимулирующими. Как вы себе представляете развитие без совершенствования ресурсного потенциала отрасли? Ресурсный потенциал - это не только приборы и оборудование, но и специалисты. Так что если захотят Ваши руководители выглядеть хорошо - тогда им придется целенаправленно заниматься этими вопросами, в том числе - подготовкой и закреплением кадров. Причем, это должно быть головной болью и занозой не для Вас, а для руководителей здравоохранения. Это их работа. И по результатам, выраженным в индикаторах качества, должна оцениваться их эффективность как руководителей.
Идея индикаторов, по сути своей, завязана на качестве оказания медицинской помощи. Как оценить качество? Одним из показателей является эффективность лечения и профилактики. Потому связанным вопросом является оценка результатов медицинской помощи по законченному случаю - то есть пациент, обратившийся по поводу конкретного заболевания.
Возьмем, к примеру, хронический гастрит и язву желудка. В Стандарте оказания медицинской помощи при этой группе заболеваний прописано, что обязательно взятие биопсии при первичной постановке диагноза и повторно, через 1 месяц после окончания курса лечения. Для первичного диагноза необходимо минимум 3 биоптата, для оценки эффективности лечения - тоже 3 биоптата. Всего на данный случай заболевания минимум 6 кусочков, требующих исследования минимум двумя окрасками (гематоксилин-эозин и Гимза). Теперь возьмем статистику регистрируемой заболеваемости по ф.12 - допустим, в Вашем регионе ежегодно регистрируется 40000 случаев гастрита и язвы желудка. Таким образом, потребность в биопсийных исследованиях для пациентов этой группы составляет 40000х6=240000 исследований 3-й категории сложности в год, что соответствует 240000:3000=80 должностям врачей-патологоанатомов - это только для обеспечения потребности только для этой группы пациентов. Таким же образом производим оценку потребности и по другим группам заболеваний, суммируем, и получаем, что, для поддержания должного (предписанного Стандартами) уровня качества оказания медицинской помощи в данном регионе должно быть, скажем, 400 должностей врачей-патологоанатомов. Допускаем коэффициент совместительства в размере 2, и получаем, что физических лиц врачей-патологоанатомов должно быть не менее 200. А имеется, допустим, всего 50. Что из этого следует? Имеющиеся в наличии врачи не могут выполнять нагрузку, необходимую для поддержания должного уровня качества, уровень оказания медицинской помощи не соответствует Стандартам, что является основанием для штрафования медицинской организации в размере 100% тарифа по законченному случаю. Организация не получает деньги. Что должен делать руководитель? Ну, можно заставить врачей работать не на 2, а на 4-6-8 ставочных норм, но это не вариант. Более того, биопсийные исследования, в соответствии со Стандартом, в полной мере учтены в тарифе по законченному случаю, и если медицинская организация деньги получает, а предписанный стандартом набор услуг не оказывает, или оказывает с меньшей частотой или кратностью - тогда это уже пахнет приписками и нецелевым использованием средств. Так что страховые компании обязательно будут штрафовать медицинские организации, хотя бы для того, чтобы самим не угореть. Или сговор, что еще хуже, и переводит проблему в плоскость Уголовного Кодекса. Так что руководителю придется задуматься о кадрах врачей-патологоанатомов - при таком раскладе и специалисты найдутся, и к губернатору он сбегает, чтобы их жильем обеспечить, и зарплату повысит - иначе кранты и ему, и всей местной медицине.
Прошу заметить - это не мои воспаленные фантазии. Именно к такому устройству здравоохранения идет дело. Не знаю, правда, когда до того дойдет, но это прописано в соответствующих программных документах, принятых Правительством российской Федерации. Я, разве что, слегка упрощенно и механистически изложил суть. Цифры в приведенном примере, конечно, "среднепотолочные", но зато логика и методика расчета ясны вполне.
Самое приятное во всей этой схеме состоит в том, что не мы на коленях должны клянчить у руководителей "христа ради" подачек "на бедность", а они становятся в зависимость от нас. И не только от нас - в зависимость от всех специалистов всех специальностей. Не чиновники оказывают медицинскую помощь людям, а все мы (специалисты), и это с нашей руки они кормятся, а не наоборот. Чиновник обязан организовать должный уровень оказания медицинской помощи - тогда и он сам будет в шоколаде. Так я себе понимаю эту систему. Вот только доведется ли мне дожить до того? Однако, это совсем не означает, что это не моя и не Ваша проблема, что заниматься этими вопросами следует не нам с вами, а кому-то другому и когда-нибудь потом. Кстати приходятся слова короля Лира "из ничего и будет ничего". Если мы сейчас не верим ни во что, и на том основании не считаем нужным биться - что ж тогда мы будем иметь завтра? Так что - кто если не мы, кто если не Вы, кто если не я?